Всем кризисам назло: интервью газете "МК"
Россияне, столкнувшись с непростой экономической ситуацией, мечутся в поисках способов надежного вложения денег. Кто-то сметает с прилавков бытовую технику, кто-то вкладывается в автомобили, а кто-то и вовсе закупает гречку. Но, пожалуй, единственное, что не обесценивается в нашей стране — это недвижимость. Однако многие уверены — теперь загородный дом им не по средствам. Мы тоже так думали, пока не узнали, что место чуду все же есть. Компания «Зодчий» предлагает дома по ценам 2014 года, не повысив их не на рубль. Более того — тут сохранили все прошлогодние скидки, позволяющие экономить до трети покупки. Неужели такое возможно? А если возможно — то как? Не экономят ли строители на качестве? С волнующими нас вопросами мы обратились к управляющему партнеру компании «Зодчий», члену совета директоров Владимиру КУЗНЕЦОВУ.
- Владимир Николаевич, сегодня многие люди, имеющие рублевые накопления, раздумывают над тем, куда их выгодно вложить. Какие у Вас есть аргументы в пользу покупки загородного дома сейчас?
– Те, кто вложится сегодня в собственную недвижимость, в любом случае не прогадают. Это не автомобиль, который через год будет стоить дешевле; не бытовая техника или электроника, которая быстро обесценивается. Недвижимость со временем только дорожает. Вкладывая средства в строительство загородного дома, вы заботитесь не только о себе и своей семье, но и о будущих поколениях. Кроме того, в сегодняшних условиях иметь загородный дом означает возможность получить прекрасное место отдыха для всей семьи, что в свете последних событий, когда турфирмы закрываются одна за другой, а рубль дешевеет, очень актуально. По своим друзьям я знаю, что сейчас многие живут в стрессе — что случится с их накоплениями завтра? А вот когда человек покупает дом, он полностью расслабляется. То есть, вместо стресса получает положительные эмоции и переключается на приятные заботы. Дом — это не только выгода, но и позитив! К тому же, вложившись сегодня в загородную недвижимость, наши клиенты получают огромную экономию. На своем веку работы в строительном бизнесе я не припомню, чтобы дома нашей компании были бы более доступны, чем теперь.
– Владимир Николаевич, рубль дешевеет, цены растут. Даже не верится, что остался еще какой-то островок, где рубль не обесценился. Мы были крайне удивлены, узнав, что вы объявили о старте программы защиты рубля...
– Да, совершенно верно. Наша программа включает семь простых шагов, которые позволят человеку купить сегодня любой понравившийся ему дом или баню по ценам 2014 года. На фоне подорожания и девальвации рубля мы действительно не повысили цены ни на копейку. И при этом сохраняем все прошлогодние скидки, которые достигают 33%.
- Тогда, пожалуйста, расскажите, как вам это удается? Не приходится ли жертвовать качеством, переходить на более дешевые материалы?
- Ни в коем случае! Мы дорожим нашим именем и снижать издержки на счет снижения качества материалов не будем никогда. У нас есть другие способы. Мы сокращаем издержки производства за счет рационального использования расходных материалов — поверьте, ни одна щепочка у нас не пропадает! Кроме того, за 23 года работы на рынке домостроения «Зодчий» достиг больших оборотов. И теперь может позволить себе сохранять цены за счет существенного увеличения зимнего производства. Сегодня «забивка» зимних месяцев у нас такая же, как весной, когда спрос традиционно считался самым высоким. Могу проиллюстрировать ситуацию конкретными цифрами: на данный момент у нас набрано в 4,5 раза больше заказов (выполненных и уже заключенных договоров), чем за аналогичный период прошлого года. И это — не предел. Миф о том, что зимой строить нельзя, мы давно развенчали, и наши клиенты уже не боятся этого делать. Получается, что наши покупатели, которые сформировали высокий спрос на зимнее строительство, помогли и нам, и себе поддерживать низкие цены за счет увеличения оборота. Кроме того, немаловажную роль играют и наши производственные мощности. В свое время мы вложили немалые средства в модернизацию производства. Тогда нашей целью было выйти на мировые стандарты и снизить себестоимость нашего строительства. И вот теперь модернизированное производство позволяет нам сдерживать цены на нашу конечную продукцию. Все новые технологии, которые закупались, адаптированы под российские реалии.
Еще один важный момент — цены удается сдерживать и за счет массовой заготовки древесины. «Зодчий» существенно расширил деревозаготовку и деревообработку в 2015 году, мы запустили новую дополнительную линию по изготовлению пиломатериала надлежащего качества, соответствующего нашей компании. Кстати, контроль качества у нас присутствует на всех этапах производства. Вы, наверное, и забыли такую еще советскую аббревиатуру «ОТК» - тогда отделы технологического контроля были на каждом заводе. Сейчас они почти нигде не сохранились, а вот мы их возродили. В итоге у у нас под контролем весь процесс, от заготовки леса и изготовления материалов до сдачи дома. При этом работаем мы без посредников. Наши мощности позволяют нам заранее заготавливать лес и не зависеть от его весеннего подорожания, которое заметно уже сегодня.
- Однако дом — это ведь не только дерево, но еще и отделочные материалы. Вряд ли вам удается обходиться без использования импортных составляющих...
- Да, согласен. Действительно, с этим есть некоторые трудности. Однако мы не настолько слабы, чтобы эти трудности стали для нас непреодолимыми. Часть потерь мы компенсируем за счет сокращения издержек, а часть — за счет прибыли, которой приходится сегодня жертвовать. Поставщики импортных материалов уже подняли цены, причем значительно. Так, расценки на составляющие, которые мы закупаем у зарубежных производителей, выросли от 24% до 112%. А это — кровля, утеплитель, внутренние и внешние отделочные материалы... При этом подорожание произошло у всех поставщиков, с которыми мы работаем – и тех, кто импортирует материалы, и тех, кто производит здесь российские материалы, но с использованием импортных составляющих. Последние повысили цены в меньшей степени, но тоже существенно — до 50%. Однако все эти подорожания сегодня полностью перекрываем мы, а не наш покупатель. Более того: у нас до сих пор действует бешеная скидка на импортный отделочный материал, например, американский сайдинг наши клиенты могут купить со скидкой в 33%. И это невзирая на то, что себестоимость его производства выросла более, чем на 100%. Просто в настоящее время у нас есть большие складские запасы сайдинга, которые мы позаботились сделать еще в прошлом году.
– Другие на вашем месте не упустили бы повода заработать на этом сайдинге!
– У нас другие задачи, и основную ставку мы делаем на привлечение массового клиента. Ну а зарабатываем за счет оборота выпускаемой продукции. И все же, хочу отметить, что если нам не удастся договориться с поставщиком сайдинга о сдерживании цен с их стороны, вопрос новых закупок этого материала для нас будет открытым.
- Вы говорите о существенном повышении заказов на строительство в этом году. Но хватит ли вам рабочей силы для реализации столь грандиозных объемов? Не придется ли привлекать низкоквалифицированных рабочих, как это делают многие?
- Никаких проблем в этом плане не будет. Во-первых, у нас очень большой резерв постоянно работающих с нами строителей. Рассчитывая их количество, мы всегда исходим из весенне-летнего спроса, который традиционно считается самым высоким. Единственное, что сейчас делаем — заранее вызываем на работу дополнительные бригады, которые задействуются под конкретные объекты. Основная часть наших строителей — россияне. При этом у нас открыта школа обучения строительству. Новые люди появляются регулярно – мы их обучаем, они проходят аттестацию, после которой допускаются к монтажным работам на участке клиента. В этом году количество желающих работать в нашей компании заметно выросло, среди претендентов — много людей с большим опытом работы. В любом случае даже профессионалы проходят обучение нашим технологиям (за наш счет, разумеется). Мы должны быть полностью уверены в том, что люди, которые строят наши объекты, знают применяющиеся у нас технологии строительства от и до.
- Расскажите, пожалуйста, в чем особенности зимнего домостроительства?
- Сегодня абсолютно никакой принципиальной разницы между зимним и летним строительством по сути нет. Единственное неудобство для нас – слишком короткий световой день, который не позволяет работать быстрее. А для клиента – необходимость обеспечить подъезд грузового транспорта к участку. В целом же качество зимнего строительства нисколько не уступает летнему.
- Итак, как я понимаю, люди, желающие построить дом этой зимой могут рассчитывать на цены 2014 года. Ну а как же быть тем, кто планирует строительство на лето? Или, например, на осень? Позволяет ли ваша программа защиты рубля зафиксировать нынешние цены на будущее строительство?
– Да, позволяет. Мы предоставляем нашим клиентам возможность зафиксировать в договоре на будущее строительство, которое планируется, например, осенью, действующие сегодня прошлогодние цены.
– Но каким образом это удается?
- В первую очередь следует учесть, что «Зодчий» — большая компания, в которой работает не одна тысяча человек. У нас огромные складские помещения и мы постоянно мониторим наши запасы. Поэтому всегда понимаем, когда можем гарантировать сохранение цены, даже если клиент собирается начать строительство через месяц, два, три... При этом, хочу подчеркнуть, мы не внесли в договор (как это сделали сейчас многие производители домов) пункт о возможности пересмотра цены ввиду каких-то обстоятельств. Мы всегда обещаем нашим покупателям то, в чем уверены на 100%. Более того, заключая с нами договор, клиент может быть уверен в том, что он заключает его именно с «Зодчим», а не с каким-нибудь ИП. Отмечу, что договор всего один, он включает в себя и поставку материала, и гарантии, и последующее строительство. А не несколько отдельных договоров — такая практика сегодня распространена в других компаниях.
Но, конечно, если клиент собирается строить в совсем уж отдаленный период времени (например, в конце года), мы можем гарантировать ему стопроцентное сохранение цены лишь при условии определенной предоплаты. При этом мы ни в коем случае не просим внести аванс за само строительство — деньги берутся только на закупку комплектующих материалов, на которые возможно повышение цены.
- Какой смысл покупателю заключать договор на осень сейчас? Почему бы не прийти, положим, в августе?
- К сожалению, тот, период, на протяжении которого мы сможем удерживать цены, не продлится бесконечно. Наши запасы не бездонны. При этом поставщики постоянно повышают цены на свои материалы, так что ситуация, увы, зависит не только от нас. Кроме того, мы не можем сдерживать уровень инфляции бесконечно. И когда-нибудь экономическая ситуация, разумеется, повлияет на стоимость нашей продукции. Когда это произойдет, сказать пока сложно — через три месяца, полгода, год... Однако еще раз повторюсь, что это зависит от внешних экономических условий, а не от внутренней политики нашей компании. Сегодня вложение денег в строительство дома, я считаю, – самым разумным и выгодным из тех, которые можно сделать в нынешних экономических условиях. За 23 года беспрерывного существования на рынке деревянного домостроения мы научились работать и выживать в любых ситуациях. И поняли самое главное — в тяжелых ситуациях надо думать в первую очередь не о себе, а о наших покупателях. И, как ни странно, получается, что помогая выгадать нашим покупателям, мы тоже остаемся в выигрыше. И может быть именно благодаря этому наша компания ни при одном из случившихся в нашей стране кризисов не уходила с рынка ни на день.
Беседовала Арина Петрова